Корни традиций Петрова дня

Петров день в нашей местности, а точнее, ночь с 11 на 12 июля издавна считалась так называемой «шухарной» — то есть временем, когда под покровом темноты жителями, а в особенности, молодёжью, совершались различные безобразия. То огород соседский потопчут, то окна на даче побьют, бочки с водой перевернут. Считалось, что это как-то связано с отпугиванием нечистой силы. Каковы же в действительности истоки этого обычая и как православная церковь к нему относится? С этим вопросом мы обратились к клирику храма святой великомученицы Параскевы Пятницы села Дедилово иерею Александру Романову.

Петров день или день святых апостолов Петра и Павла, празднуется Православной Церковью 12 июля по-новому стилю или 29 июня по-старому. В народе есть много названий данного праздника — это и Пётр-ключник, и Петрок, и Рыболов, и Пётр-Павел. В народном календаре славян, это день был ознаменован окончанием «купальских празднований» и началом летних свадеб. Петров день — это проводы весны, так называемого пролетья и встреча «красного лета». Существовал обычай на Петров день устраивать «гулянки Петровки», водить хороводы и качаться на качелях. Иногда затевали игры с угадыванием: парни ходили среди девушек, закрыв лицо платками. Угадавшей девушке предсказывалось в скором времени сыграть свою свадьбу.

Однако особые традиции данного праздника можно встретить в Центральной части России, особенно в нашей Тульской области. Еще великий русский писатель, этнограф, славист, лексикограф и собиратель фольклора В.И. Даль, подчёркивал: «Я заметил, что крестьяне Тульской губернии верили, что русалки в ночь на Петров день выходили из леса и портили посевы. Как результат — крестьяне в эту ночь охраняли свои поля».

Возможно, именно от этого и пошла традиция так называемых шухарилок, шухарух, городушек, а проще сказать мелких хулиганств, хотя чего уж скрывать, подчас эти поступки далеко небезобидны. Одно дело небольшая шутка, розыгрыш, а другое, перевернутые остановки или сломанные заборы…

Стоит отметить, что по этому поводу существовал даже «кодекс шухарящих» — ведро воды прикрепить над дверью или перегородить дорогу можно, а поленницу, к примеру, раскидывать было нельзя, на её сборку уходило много труда. Кстати, если хозяин дома или участка замечал безобразников, то имел полное право их погнать кнутом.

Но вернемся к возникновению традиции «городушек». И здесь стоит обратиться к историческим источникам, а не только к народным приметам, верованиям. Документы свидетельствуют о том, что с эпохи Ивана Грозного (лета 1566 г.), когда он, лично проинспектировав Тульские засеки, издал царский указ о приведении их в боевое положении. Там же предписывалось ежегодно проверять их приказчиками и воеводами на Петров день (боевые операции южных беспокойных соседей, как правило, планировались именно после этой даты, дабы к сбору урожая выйти на пределы коренной Руси, Москвы, Ростова, Владимира). Потому как проходы в засеках — так называемые «ворота» для торговли, охоты и обслуживания самих засечных укреплений — были постоянно открыты, то перегораживать их выходили всем миром ночью накануне (поэтому и в народе прижилось название городушки, от слова воздвигать, городить), а после соответствующей государевой проверки, все нагромождения вновь растаскивали.

К 18 веку, когда надобность в засеках на тульском рубеже отпала, эта традиция настолько прижилась, что Петров день неизменно сопровождался этим действом в наших краях.

В заключение хотелось бы отметить, что Православная Церковь к данной традиции «городушек» не имеет никакого отношения, что и подтверждается вышесказанным. И как убедительная просьба ко всем людям, коль вы стараетесь почитать всё, что имеет отношение к культуре нашего народа, лучше придите в храм и помолитесь святым апостолам Петру и Павлу.

Поделиться в социальных сетях