ЕГЭ по истории может стать обязательным для гуманитариев

Фото Маяк. Киреевский район
Как сообщает «Российская газета», президент России Владимир Путин поддержал идею обязательного ЕГЭ по истории для тех, кто поступает на гуманитарные и социально-экономические направления.
Предложение было озвучено накануне ректором МГИМО Анатолием Торкуновым на встрече президента с авторами и редакторами новой единой линейки учебников истории. По словам Торкунова, около половины выпускников школ выбирают сегодня ЕГЭ по обществознанию для поступления на гуманитарные направления (некоторые вузы дают возможность выбора). А вот уровень исторической подготовки оставляет желать лучшего. Если история станет ключевым предметом, ситуация изменится.
В Рособрнадзоре заявили: к изменениям готовы, даже если число сдающих сильно увеличится.
Нужно ли менять содержание ЕГЭ по истории, если он станет обязательным для части абитуриентов? Надо ли делать его более сложным? Как сегодня сдают историю и какие задания самые трудные?
Как заявили "РГ" в Федеральном институте педагогических измерений (ФИПИ), сейчас ЕГЭ по истории полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и школьной программе.
"Анализируя результаты ЕГЭ, мы ежегодно в плановом режиме обсуждаем вопросы изменений экзаменационной модели по каждому предмету, - прокомментировала замдиректора ФИПИ Ольга Котова. - Экзамен по истории ориентирован на выпускников школ, которые интересуются историей и планируют учиться дальше на гуманитарных направлениях. Как и в других предметах, на ЕГЭ по истории более 40% участников показывают "абитуриентский" уровень подготовки - 60+ баллов".
По словам Котовой, самыми сложными на ЕГЭ по истории вот уже много лет остаются вопросы по истории культуры нашей страны, а также задания, требующие установить причинно-следственные связи между людьми и событиями, сопоставить исторические процессы.
Даты, термины и связи
"Инициатива введения обязательного ЕГЭ по истории, на мой взгляд, абсолютно оправданна и назрела давно, - считает кандидат исторических наук, директор "Центра образования № 7 им. Дунина-Горкавича А.А" города Ханты-Мансийска Ксения Букренева. - История - не просто академическая дисциплина, а фундамент формирования патриотизма и критического мышления. В условиях, когда историческое сознание становится объектом внешнего давления, когда то тут, то там пытаются нашу историю исказить и переписать, роль системного исторического образования возрастает. Обязательная сдача истории должна вернуть этому предмету статус ключевого в гуманитарном блоке".
Надо признать, говорит Букренева: уровень исторической подготовки у большинства нынешних выпускников, прямо скажем, фрагментарный.
Баллы ЕГЭ по истории: первичные и вторичные, шкала перевода, критерии оценки
"Дети чаще запоминают даты и термины, чем понимают причинно-следственные связи, контекст или смысл исторических процессов. Особенно заметны трудности в заданиях, где требуется привести аргументы, поработать с источником, проанализировать события и сделать выводы", - отмечает эксперт.
"Если история станет обязательной для абитуриентов-гуманитариев, придется сменить подход и к ее преподаванию, и к итоговой проверке. - Необходимо усиливать задания на интерпретацию, письменную речь, работу с текстами и картами, - считает Букренева. - Экзамен должен проверять не просто знания, а понимание истории как процесса, способность ученика мыслить в исторических категориях. Одновременно потребуется и серьезная поддержка учителей - методическая, организационная и содержательная. Мы должны переосмыслить программы, актуализировать учебники. Учитель истории должен стать проводником в историческую культуру. История должна воспитывать мышление, ответственность - и именно это должно проверяться на выпускном уровне".
Как сдали ЕГЭ по истории в 2025 году
В 2025 году ЕГЭ по истории в основной период сдавали почти 83 тысячи человек. Результаты экзамена в целом незначительно отличаются от прошлых лет. Средний балл - 55,85, (в 2024 году - 55,4). Зато на 1,2 процента выросло число участников с результатами в 61-80 баллов (так называемый "абитуриентский" уровень").
ЕГЭ по истории: что надо знать об экзамене
По данным Рособрнадзора, в 2025 году выпускники хорошо справились с заданиями на знание хронологии и исторических фактов, в том числе фактов СВО. Задания на проверку знания фактов Великой Отечественной войны в целом тоже выполнены на высоком уровне. Но вот там, где нужно было проявить более глубокое знание фактов (например, указать командующего фронтом в ходе Московской битвы), были затруднения.
Среди заданий на умение работать с исторической картой (схемой) лучше всего школьники справились с заданием на установление соответствия между текстом и информацией на карте. Умеют нынешние выпускники и искать информацию в письменных исторических источниках.
С заданиями на проверку знания фактов истории культуры, как и в предыдущие годы, выпускники справились хуже, чем с большинством других заданий.
Наибольшие проблемы у участников ЕГЭ 2025 года возникли при выполнении заданий на установление причинно-следственных связей (№18), аргументацию (№21), а также в задании на сравнение исторических событий, явлений и процессов (№20).
Самый сложный исторический период, судя по ответам - конец XIX-XX веков.
Отметим, идея введения обязательного ЕГЭ по истории - пока лишь идея. Позиция Рособрнадзора известна: обо всех изменениях в содержании и правилах проведения ЕГЭ выпускникам нужно сообщать заранее, когда остается еще много времени до экзамена.
Мнения
Оксана Шамигулова, директор Института исторического, правового и социально-гуманитарного образования Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы:
"Безусловно, подготовка к экзамену и обязательная сдача предмета могут положительно влиять на качество освоения материала. В нынешней ситуации выпускники школ, поступающие на юридические и исторические направления подготовки, сдают и историю, и обществознание обязательно, эта часть будущих первокурсников уже охвачены обязательным ЕГЭ.
Поэтому, может быть, целесообразно подумать об обязательной сдаче экзамена по истории всеми старшеклассниками. Но, учитывая важнейшую воспитательную, прежде всего мировоззренческую роль исторического образования, необходимо подумать: должен ли это быть формат именно единого госэкзамена? Есть опыт итогового сочинения по литературе, которое пишут все выпускники, и, если по нему не получен "зачет", школьник не допускается к сдаче ЕГЭ. Так можно сделать и с историей. Но, конечно, это необходимо обсуждать на различных уровнях, прежде всего, привлекая ученых в области измерения и оценки образовательных результатов, педагогов, в целом".
Елена Черненко, проректор по учебной работе Омского государственного педагогического университета:
"Помните, были обсуждения сделать обязательным экзаменом для всех выпускников экзамен по истории России? История - это тот предмет, который составляет мировоззренческую основу воспитания школьников. Логично, если выпускник будет демонстрировать свои знания исторических процессов как результат гражданского воспитания в школе. Соответственно, это будет формировать общую базовую мировоззренческую основу для студентов, получающих высшее гуманитарное образование.
С педагогическими профессиями все довольно однозначно, потому что любой работающий с детьми человек должен знать базовые исторические процессы и разбираться в них, ведь это тот самый фундамент образования. История - единый ментальный код, который позволит говорить на одном языке учителям истории, физики, биологии и других".