Шварцевские четвероклассники познакомились с ремёслами Тульского края

Фото: Шварцевский ЦО
Тульский край испокон веков славился своими мастерами и ремесленниками. Далеко за его пределами восхищались изделиями кузнецов, самоварщиков, гармонщиков, мастерами резьбы по камню и дереву... А кто не знает филимоновской игрушки, белевских кружев, тульских пряников, художественных работ по металлу?!
Именно этой теме и было посвящено внеклассное занятие, которое провела в 4А классе сотрудник Шварцевского дома культуры Анна Кузнецова.
Ребята не только с интересом слушали рассказ, но и приняли активное участие в играх: "Собери пословицу", "Найди слово" и др.
В конце занятия мальчишки и девчонки получили сладкие призы.
Немного истории
Тульские самовары
Самовар в России издавна ассоциируется с Тулой. Имя изобретателя этого очень важного бытового прибора осталось неизвестным. Но основателей промышленного самоварного производства - оружейников братьев Назара и Ивана Лисицыных, открывших в 1778 году в Туле первую фабрику по изготовлению водогрейных аппаратов, - туляки помнят. Вскоре в городе появились и другие подобные предприятия. К концу ХIХ века их насчитывалось более полусотни, наиболее известные - фабрикантов Баташевых, Тейле, Шемариных.
Самовары стали символом благополучия русской семьи. В городских и крестьянских дома самовар был атрибутом праздника и радости.
Чай, заваренный кипятком из тульского самовара, необыкновенно вкусен и ароматен - вот почему тульские самовары и сегодня популярны.
Старинный промысел существует в туле и поныне.
Тульское оружие
В те времена, когда Тула являлась центром обороны средневекового Московского государства на самом опасном южном направлении, в городе постоянно существовала потребность в ремонте и изготовлении оружия.
Самой жизнью было востребовано появление целой прослойки ремесленников, специализировавшихся на ружейном деле. Из поколения в поколение оттачивалось мастерство кузнецов и самопальщиков.
В Туле изобретены самозарядная винтовка и зенитная установка Фёдора Токарева, пистолет "ТТ" (Тульский Токарева), авиапулемёты ПВ-1 и ШКАС, многие модели охотничьих ружей "МЦ" и "ТОЗ", карабинов.
Тульская гармонь!
Тульская земля является колыбелью гармонного и баянного производства в России. Здесь появилась на свет первая гармонь отечественного производства, была основана первая в России гармонная фабрика.
В 1870 году тульский энтузиаст Н.И. Белобородов изобрёл совершенно новую разновидность гармони - хроматическую. Он также стал организатором первого в мире оркестра гармонистов.
Сегодня предприятие "Тульская Гармонь" продолжает традиции, восходящие к временам, когда в России появились первые гармоники.
Тульские пряники
Почётный тульский пряник - настоящий русский деликатес. По сути это лакомство, по форме - сувенир, открытка, лубок, плакат, поздравление, оформленные в лучших национальных традициях.
Без этих сладких и душистых изделий не проходило на Руси ни одно событие - ни весёлое, ни грустное. Пряники были обязательны на многих праздничных застольях. ими было принято одаривать близких людей. Их подавали, как к царскому столу, так и к крестьянскому.
Тульский печатный пряник и в наши дни остаётся душистым и оригинальным подарком-сувениром.
Белёвская пастила
Белёвская пастила является старинным деликатесом. Технология её приготовления очень трудоёмкая. Это абсолютно натуральный продукт, в её состав входят только натуральные яблоки сорта антоновка и деревенские куриные яйца. Пастила очень богата пектином, который содержится в печёных яблоках, поэтому её можно с уверенностью назвать полезной сладостью.
Во Франции белёвская пастила подаётся к сухому белому вину, полусладкому вину и шампанскому, а также с молочными коктейлями. в Англии - к кофе, кофе с молоком, в равных долях с взбитыми сливками тонко нарезанная, наверх немного мяты. В Испании - с мандариновым желе, козьим молоком, с чёрным кофе, а дольку пастилы смазывают сливочным маслом. В Голландии в одном из ресторанов дольки пастилы подают с двумя - тремя видами мягкого сыра.
Белёвское кружево
Особым явлением народной культуры Тульской губернии является белёвское кружево. Им занимались монахини Крестовоздвиженского Монастыря. Расцвет белёвского кружевоплетения приходится на 1840-е годы.
Эти кружева плетут из шёлковых, тонких льняных и хлопчатобумажных ниток. Больших вещей кружевницы не выплетали, ограничивались в основном шарфами, каймами для носовых платков, отделками для платьев, покрывалами для столов.
Филимоновская игрушка
Название игрушки происходит от названия деревни Филимоново Одоевского района, где добывается особая глина "синика" для её изготовления.
Традиционными сюжетами игрушек были "барыни" (символ Матери - сырой земли, Великой богини природы, олицетворение плодородия, продолжения рода) и "солдаты", а также "всадник" (символ защиты людей и животных), реже "крестьянин".
Тульская всечка
Тульская всечка - своеобразный промысел, развившийся в начале ХVIII века, со своими особенностями, определившими самобытность художественных работ по дереву.
Истоки этого промысла берут своё начало на оружейном заводе, где тульские работники украшали именное оружие для особ приближённых к царю. Процесс выполнения всечки состоит из двух основных этапов: выполнения углублений и заполнения их вставками из другого металла.
Изначально всечка использовалась для украшения оружия. Узоры копировали с французских и испанских оружий, но вскоре появилась своя, уникальная технология - тульская всечка. Помимо "проволочных" узоров стали применяться драгоценные камни и металлы. Декорировать начали практически всё - огнестрельное, холодное оружие, а также предметы быта: расчёски, шкатулки, медальоны, украшения и многое другое.
К сожалению, в настоящее время техника всечки практически забыта и всё же Тула осталась одним из немногих городом, где поддерживаются традиции этого искусства. Стараниями тульских мастеров, всечка стала цветной, в ход идёт, можно сказать, всё, что попадается под руку - металлы, различные породы дерева, камни. Сочетания используемых материалов придают рисунку уникальное великолепие. Стали использоваться и новые для этого ремесла стили: модерн, авангард и барокко. Копируются картины, создаются уникальные оклады для икон.