Киреевских учителей научили, как справляться с выгоранием

Киреевских учителей научили, как справляться с выгоранием

В рамках прошедшей в РФ недели безопасности пациента и популяризации центров здоровья в районном центре состоялось еще одно мероприятие. На этот раз коснулись темы ментального здоровья педагогов.

В Киреевском центре образования № 3 прошло тематическое мероприятие, направленное на профилактику профессионального выгорания и поддержку психического здоровья педагогов. Спикерами выступили медицинские психологи Киреевской центральной районной больницы Ирина Седченко и Светлана Рыскова. Специалисты подготовили тренинги, направленные на снятие тревоги и стресса, а также эмоционального напряжения. В любой профессии возможно выгорание, педагогов это особенно касается, поскольку они работают с детьми, множеством документации и все это в напряженном графике.

Профессиональное выгорание — синдром, который развивается на фоне хронического стресса, ведущий к истощению эмоциональных, физических и личностных ресурсов работающего человека. Эмоциональное выгорание у педагогов может возникнуть из-за повышенной ответственности при выполнении профессиональных функций, загруженности в течение рабочего дня, эмоциональной перегрузки и неблагоприятных условий на рабочем месте.

К примеру, выгорание может начаться после отпуска, курсов по обучению, проведения открытых занятий и мероприятий, то есть после дел, на которые было потрачено много сил, но положительного эффекта так и не удалось достичь.

Признаками такого ментального недуга называют сниженный эмоциональный фон, вялость, отстраненность в общении, негативное отношение к коллегам и ученикам, безразличие к должностным обязанностям, снижение активности и мотивации, ощущение профессиональной несостоятельности и неудовлетворенности работой, а также агрессия, недовольство собой и окружающими, головные боли и даже нарушение сна.

У выгорания бывает три стадии: напряжение, сопровождающая тревожностью и неудовлетворенностью; раздражение, при котором нарастает апатия и повышается раздражительность; и творческий кризис с полной потерей интереса к работе, безразличием, озлобленностью, грубостью и резкостью в общении.  

«Наше психоэмоциональное состояние не должно достигать критической точки, педагогам не стоит доводить себя до последней стадии, о которой мы поговорили. Существуют способы профилактики профессионального выгорания. Помните, что кроме нас самих о нас никто не позаботится», — подчеркнула Ирина Седченко.

В качестве профилактики она предложила заниматься саморегуляцией, то есть управлять своим состоянием с помощью слов и мыслей, установок и дыхания. Справляться нужно и с мышечным тонусом, в этом деле хорошо помогает бассейн, тренажёрный зал и йога. В пример психолог также привела релаксацию, при которой нужно отпустить свои мысли и помедитировать. Вместе с педагогами Киреевского центра образования Ирина Седченко сделала упражнение под названием «сосулька» или «мороженное», которое помогает избавиться от головной боли.

Медицинский психолог Киреевской ЦРБ Светлана Росткова отметила, что синдром выгорания —самая опасная профессиональная болезнь для тех, кто работает с людьми. В нашем обществе же принято считать, что педагоги не имеют права болеть, не могут ошибаться и всегда обязаны быть сдержанными.

«Наша жизнь набрала такой темп, что наложенная на себя ответственность начинает угрожать не только эмоциональному состоянию, но и физическому. Известно, что по степени напряженности нагрузка педагога в среднем больше, чем у менеджеров, директоров и других специалистов, работающих с людьми», — пояснила Светлана Владимировна.

С учителями психолог провела ряд упражнений, каждое из которых направлено на борьбу с выгоранием. Первое состояло в том, чтобы нарисовать солнышко и много лучей, сверху над каждым из них нужно было написать о себе что-то хорошее. Этот листок предложили доставать, когда на душе особенно плохо. Педагогам также предложили интересный тренинг с нарисованными батонами, направленный на соблюдение баланса между работой и остальными аспектами. Учителя изобразили на нарисованном хлебе реальное и желаемое распределение своего времени.

В завершение педагоги прошли тест на уровень профессионального выгорания. Светлана Росткова прочитала учителям несколько притч про работу и человека, из которых каждый участник мероприятия сделал свои выводы.

Фотоальбом: https://vk.com/album-150057253_306794205